Официальный сайт Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения ШКОЛЫ № 644 Приморского района Санкт-Петербурга

Культура Сербии

В средние века во всех областях сербской культуры ощущалось влияние Византийской империи. Сербская православная церковь сохраняла национальные культурные традиции в период Оттоманского ига. В XIX веке, после обретения национальной независимости, культура вступила в период возрождения. Во времена Социалистической Федеративной Республики Югославия господствующим течением искусства был социалистический реализм. На смену ему пришли два встречных течения - западное, ощущаемое во всех областях, и традиционно-национальное, переживающее период подъема.

Одно из самых ранних произведений сербской литературы - Мирославово евангелие, которое датируется 1180-1191 гг. Это культурный памятник европейского масштаба, находящийся под опекой Юнеско.

Как и у множества других народов, в основе сербской художественной литературы лежит героический эпос. Эпические сказания сербов посвящены самому значительному историческому событию - битве на Косовом поле, во время которой князья и воины проявили чудеса героизма, пытаясь защитить свою родину от турецкого завоевания.

Под игом Оттоманской империи сербская культура, и в частности литература, замедлили свое развитие. В конце XVIII - начале XIX вв. обращает на себя внимание творчество писателя, просветителя и философа Доситея (Досифея) Обрадовича (1742-1811). Он родился в той части Сербии, что была оккупирована Австро-Венгрией. В молодые годы он принял монашеский постриг, много путешествовал, работал учителем и сам в качестве студента изучал немецкую философию. Его произведения - «Жизнь и приключения» (Zivot i prikljucenja..., 1783), «Советы здравого разума» (Soveti zdravoga razuma, 1784), «Эзоповы басни» (Басне Езопове, 1788), "Жизнь и приключения Димитрия Обрадовича" (1783-88), «Собрание нравоучительных вещей» (1793) и др. написаны на живом разговорном языке. Творчество Обрадовича заложило основы новой сербской литературы и дало путь развития литературному языку.


В XIX веке крупнейшим событием в истории сербского литературного языка стала деятельность Вука Стефановича Караджича (7 ноября 1787 - 7 февраля 1864). Он родился в турецкой части Сербии, а кончил свои дни в Вене. Дважды принимал участие в освободительных восстаниях. Однако наибольший вклад он внес в реформирование сербского языка. Он составил сербский кириллический алфавит, основанный на фонематическом принципе. Сформулированное им правило "Пиши као што говориш и читај како је написано" (пиши так, как говоришь, и читай так, как написано) заложило основы новой орфографии. Он составил словарь сербского языка и перевел Новый завет. Караджич также собрал и издал несколько томов сербских фольклорных песен, чем внес значительный вклад в сохранение традиционной культуры своего народа и всего славянского мира.Фольклорная традиция была продолжена поэтом Петаром Ньегошом, который в 1847 году издал поэму "Горный венок".Развитие сербской литературы продолжилось в XX веке. В 1961 году Иво Андрич был удостоен Нобелевской премии за роман "Мост через Дрину". Среди других известных писателей можно назвать Данило Киша, Милорада Павича, Мешу Селимовича, Милоша Црнянски, Добрицу Чосича и Давида Альбахари.

Музыка

Со времен Средневековья в сербской музыке была заложена сильная фольклорная традиция. В церкви исполнялся "Восьмигласник" - цикл церковных песен на религиозные темы. Музыкантам покровительствовали правители, самый известный из которых - легендарный король Стефан Душан.

В крестьянской среде появился оригинальный музыкальный инструмент - сербские гусли, которые совсем не были похожи на русские. Они имели только одну струну. Самым известным гусляром считался Филип Вишнич. Начиная с XVIII в. сказывалось сильное влияние греческой и русской церковной музыки и литургии на церковнославянском языке.

В XIX веке началось возрождение национальных традиций. Йосип Шлезингер создал ансамбль, исполнявший музыку в традиционном стиле. Влияние народных мотивов сохраняется в сельской местности до сих пор. В городах, как и повсюду в Европе, распространен рок и поп. Широко известно имя Горана Бреговича, автора музыки к фильмам режиссера Эмира Кустурицы.

Театр и кино

Сербский Национальный Театр был основан в 1861 году. С конца XIX в. здесь ставились оперы, чуть позже - балеты. В современной Сербии насчитывается множество театров, продолжающих и развивающих традиции. Кино начало активно развиваться в период между мировыми войнами. Кинематограф не мог обойти важнейшую тему национального сознания сербов - битвы на Косовом поле. Фильм "Косовская битва" был поставлен режиссером Михайло Поповичем в 1939 году. После II мировой войны кинематограф пережил период расцвета. Международное признание получил режиссер Душан Макавеев. Из актеров большую известность получил Зоран Радмилович. Режиссер Эмир Кустурица завоевал Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале 1995 году со своим фильмом "Подполье" (Underground).

Искусство и архитектура

В начале XIX века в Сербии начало формироваться светское искусство (портреты живописцев К. Ивановича и Й. Томинца). С развитием п росветительского и национально-освободительного движения в середине XIX века появилась национальная историческая и пейзажная живопись. Романтические черты сочетались в ней с реалистическими тенденциями (работы Д.Аврамовича, Дж. Крстича и Дж. Якшича). В архитектуре со второй половины XIX века распространяются парадные постройки в духе европейской эклектики (университет в Белграде).

Белград. Самый большой музей города - крепость Калемегдан. Тут можно увидеть римские бани и колодцы, выставки оружия, две картинные галереи и зоопарк, а также символ города - статую "Победитель". Достопримечательностями являются также кафедральный собор, дворец княгини Любицы, построенный в балканском стиле в 1831 году; храм св. Саввы - одна из самых больших православных церквей в мире, строительство которой еще не закончено; русская церковь Александра Невского (на кладбище при которой похоронен барон Врангель); православная церковь св. Марка (строилась с 1907 по 1932 гг.)

Нови Сад. Среди достопримечательностей этого второго по величине города Сербии - Петроварадинская крепость (1699-1780, работа французского архитектора Вобана); Фрушка гора - бывший остров Паннонского моря, а в настоящее время Национальный парк - один из самых больших липовых лесов Европы с 15 монастырями, построенными с XV по XVIII века; Воеводинский музей, музей города Нови Сада; галерея Матицы сербской; галерея им. Павла Белянского; здание Сербского национального театра (1981).

Материалы собраны Махориной Анжеликой Александровной