Официальный сайт Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения ШКОЛЫ № 644 Приморского района Санкт-Петербурга

Пиротский килим


Один историк записал: «Если бы мы выясняли, что оригинальное тот или иной народ внес в культуру, то сербский мог бы похвалиться эпическими песнями и пиротскими килимами». Они являются характеристикой не только города Пирот, но и сербского культурного наследия в целом и одним из древнейших ремесел на этом пространстве.
Традиция ковроткачества в Пироте, городе, находящемся на юге страны, неподалеку от границы с Болгарией, где некогда проходил важный караванный торговый путь между Европой и Ближним Востоком, берет свое начало в средние века. По качеству выработки, красоте узоров и цветов, а также долговечности ковроткачество достигает своего расцвета в 18 веке, а в начале прошлого века во многих домах был ткацкий станок. Историки записали, что в начале 20 века из двух тысяч домохозяйств в Пироте ковроткачеством занималось 1800. В то время это была одна из важнейших отраслей кустарного промысла в этом городе восточной Сербии, который, как предполагается, и своим названием обязан килиму. В средние века, когда в этих краях правили турки, и появилось, как предполагается, название города от турецкого слова «пирлит», т.е. узор.

Сегодня на станках, которым порой больше ста лет, ткут килимы в муниципалитете Пирот всего около десятка женщин. Они делают это именно тем способом, который применялся исстари. Нужно ли говорить, что ковроткачество это нелегкий и длительный процесс. Этой работой с давних пор занимались только женщины, которые веками с помощью шерстяных ниток создавали орнамент, в котором находили свое отражение их страдания, радости, посылы и символы. Первоначально килим служил предметом обихода, а со временем превзошел причину появления и стал статусным символом: обозначал принадлежность к определенному сословию, наследие и связь с краем, где он появился.
Килимы преподносились в качестве дара в редких случаях, в свое время при дворе сербских династий Обреновича и Карагеоргиевича килимы украшали салоны, а представители династий иногда при дипломатических контактах представителям зарубежных государств дарили этот ценный подарок, который был и поныне остался уникальным сувениром из Сербии. Пиротский килим легко узнаваем, прежде всего, по орнаменту, тогда как по облику и цветам определяется время его изготовления. Чем больше возраст килима, тем узоры на нем мельче, совершеннее и более четко расположены. Орнамент чаще всего геометрический. О его происхождении существуют различные мнения. Одни считают его аутохтонным, не исключая вероятности, что тот или иной позаимствован у азиатских килимов.
Другие утверждают, что орнаменты сербского происхождения, что подтверждают их названия: «Зеркало», «Ящерица», «Горлица». Самыми распространенными цветами на килимах были красный, белый и черный, а когда появились анилиновые красители, колорит стал еще более роскошным. Одним словом, креативность мастерицы, ее способность передать свой замысел, в этом деле находит свое полное проявление.
Источник
http://voiceofserbia.org/serbia-ru/

Материалы собраны Махориной Анжеликой Александровной